Антимонопольный орган при осуществлении функций по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства рассматривает дела в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере закупок товаров работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических услуг, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), выявляя при этом разные факты нарушения норм действующего законодательства.
Между тем каждое рассматриваемое дело имеет свои индивидуальные особенности и значимые обстоятельства.
В частности, Управление имущественных и земельных отношений НАО, будучи организатором торгов, обратилось в антимонопольный орган о включении в Реестр сведений о Н. В. в связи с уклонением от заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 83:00:050301:293 (Извещение № 21000002460000000073), поскольку как победитель аукциона по лоту № 2 данное лицо не подписало проект договора в предусмотренный законом в тридцатидневный срок и не представило подписанный договор в адрес организатора торгов.
Безусловно, такое уклонение от подписания договора урегулировано в законодательном порядке.
В соответствии с пунктом 27 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 ЗК РФ и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона.
Из письменного пояснения победителя аукциона, представленного в антимонопольный орган, следует о том, что он осознанно отказался от подписания договора аренды земельного участка после подведения итогов аукциона, т.к. ему поступило предложение по приобретению земельного участка, более подходящего по месту его расположения, по цене и с наличием предусмотренных коммуникаций.
Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в аукционе, и претендующий на заключение договора по результатам торгов, обязан учесть специфику заключения договора и соблюсти все предусмотренные для этого условия.
Учитывая ничем не обусловленное повышение цены лота до 1 420 560,14 руб. и последующее бездействие победителя аукциона по лоту № 2, выразившееся по факту уклонения им от подписания договора аренды земельного участка, которое предусмотрено по результатам проведенного аукциона, Комиссия Ненецкого УФАС России установила недобросовестное поведение и вину победителя аукциона.
В соответствии с Приказом ФАС России от 14.04.2015 № 247/15 утвержден порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра.
Именно в данный реестр, являющейся фактически «черным списком» недобросовестных участников аукциона, вышеназванный победитель включен сроком на два года.
В этой связи дальнейшие действия конкретного лица в результате размещения в отношении него указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации при проведении торгов (www.torgi.gov.ru) в течение двух лет ограничены и подконтрольны в соответствии с установленными требованиями законодательства.